План лекций по литературе средних веков и Возрождения
№
занятия |
Тема |
1 |
Введение. Особенности средневековой культуры. Античная культура в составе Средневековья, а также переосмысление и отторжение некоторых особенностей античного мировосприятия. Падение Рима. Христианство и ветхозаветная традиция в европейской картине мира. Культуры варварских народов. |
2 |
Византийская литература. Особенности культуры Византийской империи. Периоды византийской истории. Вселенские соборы и формирование богословской догматики. Патристика и новая понятийная философская система. Проблема соединения греческой и библейской словесности. Особенности и жанровая структура византийской литературы. Жанр жития. Византийская теория образа. |
3 |
Латинская литература средних веков. Её отличие от классической латинской литературы. Периоды средневековой латинской литературы. Жанры. Латинская патристика. Аврелий Августин «Исповедь». Вестготское королевство и судьба Боэция. «Утешение философией» |
4 |
Лекция по ирландской литературе. Кельты, их появление на территории Европы. Мифологические представления об Ирландии. Св. Патрик, история христианизации. Друиды, филиды, их деятельность. Циклы скел. Уладский цикл, фантастические скелы, скелы о великой любви. |
5 |
исландская литература. Заселение Исландии. Скальдическая и эддическая поэзия. Кеннинги. Саги, жанр, классификация. Особенности родовых саг. Саги как эпос. Принципы изображения и характеристики героев в саге. Художественные средства. «Сага о Ньяле». |
6 |
Старшая Эдда. Смысл названия. История обретения памятника, связь с «Младшей Эддой». Мифологическое предание древних германцев. Особенности архаического эпоса. Структура, персонажи Старшей Эдды. |
7 |
Песнь о Роланде. Особенности классического европейского эпоса. Концепции авторства. Связь с историческими событиями. Различное отражение событий Реконкисты в «Песни о Роланде» и «Песни о Сиде». Концепция героя. |
8 |
Поэзия трубадуров. Прованс XI века. Формирование литературного языка. Поэзия и куртуазная этика. Связь культуры с альбигойской ересью и католицизмом. Трубадуры, их жизнь и творчество, поэзия жанры и стили. Альбигойские войны и разрушение Прованса. |
9 |
Рыцарский роман. Особенности жанра, сравнение с романом, эпосом, сказкой, лирической поэзией. Античный цикл рыцарских романов. Роль кельтских сказаний. Бретонский цикл и концепция героя. Особенности конфликта в рыцарском романе. |
10 |
Городская литература. Особенности средневекового города. Город и университет. Многообразие и пародийность городской культуры. Литература. Фаблио, «Роман о Лисе», «Роман о Розе». Средневековый театр, классификация жанров. Особенности фарса. |
11 |
Данте «Божественная комедия». Проторенессанс и культура Италии. Флоренция в судьбе Данте. Изгнание. «Божественная комедия» - уникальный текст. Структура. Многожанровость. Единство эпоса, лирики и драмы. Символика чисел, цвет и свет в «Божественной комедии». Системы персонажей. «Б.к.» как синтез и символическое воплощение средневековой культуры. |
12 |
Петрарка и Возрождение. Ф. Петрарка – первый гуманист. Особенности творческой личности Петрарки. Studia humanitatis и увлечение античностью. «Книга песен», её структура и образность. Куртуазная традиция и античная образность. |
13 |
Боккаччо. Периоды творчества и обзор произведений Боккаччо. «Декамерон» и выражение культурного смысла раннего Возрождения. Структура «Декамерона», циклы новелл. Тема благородства и вера ранних гуманистов в красоту человеческой природы. Боккаччо и Данте. |
14 |
Эразм Роттердамский. Его деятельность, роль в культуре Северного Возрождения. Общение и объединение лучших гуманистов Европы. Республика Учёных. История создания и анализ «Похвалы Глупости».
|
15 |
Сервантес «Дон Кихот». Роман Сервантеса - вершина испанского Возрождения. Синтез жанров. Образная структура и композиция. Уникальность и вечность Дон Кихота. |
16 |
В. Шекспир. Английский театр и культура Возрождения. Периоды творчества Шекспира. Великая цепь бытия. Хроники и национальная история. Особенности и своеобразие комедий Шекспира. Карнавальная культура, пересечение комического и драматического. Основные трагедии. Масштаб личности и вечность образов. «Буря». Особенности жанра трагикомедии и маньеризм. |